На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 855 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Уфимцев
    Что за наивность? Как можно договариваться с акулами бизнеса? Да на них... креста ставить некуда!  Да они, суки, спят...Путин: если власт...
  • Виталий
    Необходимы, видимо, какие-то предупреждающие действия в отношение Великобритании.Business Insider:...
  • vagas Karlito
    Бандеровцы осознали что  пришли за ними! Потому бегут!)) Пушки танки не помогут это тоже поняли уже!Наибольший успех ...

Трудно быть гением

Ломоносов скончался 4(15) апреля 1765 года. Не старым – на 54-м году жизни. Перед этим болел почти год, потом вроде встал, тут – простуда, перешедшая в воспаление лёгких. Могучий был человек, но организм словно сносился до срока. Что его подточило – лишения юности, бесконечные стрессы, которые устраивало ему начальство в академии, напряжённая работа? Видимо, всё вместе.

Так, да не так

Общепринятый миф о Ломоносове отражён в знаменитом некрасовском стихотворении «Школьник»: герой, глядя на крестьянского мальчика с книжками в котомке, вспоминает архангельского паренька, который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Миф – не всегда неправда, он просто выделяет главное, отбрасывая детали. Но всё же будем помнить: поморы-северяне – особое явление. Они не знали крепостного права, на ногах стояли крепко, жили ладно и чисто. Да, Михайло Васильевич – из исконных крестьян. Но его отец ходил в море на собственном гукоре – солидном двухмачтовом промысловом судне (показатель достатка). Да, отец не знал грамоты. А мать знала, и Миша читал с малолетства. «Вратами учёности» для него, как известно, стали учебники, взятые у соседа Ивана Шубного, – и показательно, что в крестьянском доме такие книги имелись.

Тогдашние Холмогоры – вообще необычное место. Незадолго до ломоносовского рождения здесь жил архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий – уникальная фигура, религиозный писатель, человек разносторонних знаний и интересов. После него в Холмогорах остались библиотека, обсерватория (!). Это был центр северного косторезного искусства, работы здешних мастеров украшали царский обиход, шли на дипломатические подарки.

И так далее. Мы не то чтобы открываем неизвестные подробности – всё давно изучено и описано историками-ломоносововедами. Просто читая их, постоянно вспоминаешь присказку «так, да не так». Вот расхожие представления о Ломоносове. А вот реальный «русский Леонардо», который «сам – наш первый университет». Чтобы понять феномен этой судьбы и личности надо понимать дух эпохи, в которой он жил.

Среди знатоков того времени – историк, культуролог, доктор философских наук Семён Экштут.

Прощание с матёрым

Когда-то (№19, 19.05.2010) наш собеседник публиковал в «АН» материал об особенностях награждения учёных в разные периоды нашей истории. Мы спросили, в каком статусе пришёл к земному пределу Ломоносов.

Семён ЭКШТУТ:Он был уже профессором, статским советником – в переводе на военные звания это между полковником и генералом. Звание получил «по совокупности заслуг» – как учёный, поэт, создатель мозаичных картин. Для понимания – профессор сам по себе приравнивался к армейскому капитану. Не имел ни одного ордена. Учёных, правда, тогда орденами и не награждали, но, исходя из той же «совокупности», могли бы найти за что отметить. Екатерине всё же было важно показать, что она сознаёт значение Ломоносова. Императрица сама (!) посетила его на дому, положила немалое персональное жалованье. Что ещё? Имел двухэтажный каменный дом с садом в центре Петербурга, самый большой на набережной Мойки, имение Усть-Рудица под Ораниенбаумом – 200 душ крепостных. Там же – его стекольная фабрика. Похороны были торжественные, многолюдные, присутствовал весь цвет Петербурга: вельможи, генералы, сенаторы. То есть формально – всё на высшем уровне.

В реальности, конечно, сложнее. И лучше бы многие из тех, кто со скорбным видом тогда стоял у гроба, поменьше изводили Ломоносова при жизни. Достаток, признание пришли поздно, а так большая часть документов, связанных с именем Ломоносова, – просьбы о деньгах, какие-то дела, связанные с внутриакадемическими интригами. Да, у него были покровители (влиятельные вельможи Шувалов, Воронцов, Орлов), но не было друзей, учеников. Семья? Хорошая жена, любимая дочь… Но, может, и к лучшему, что они лишь «обеспечивали тыл», на большее не претендуя? Сегодня часто пишут о внутреннем одиночестве Ломоносова – да, так. Правда, у кого из гениев иначе?

Работая завклубом

Понимали ли современники истинное значение Ломоносова? Писатель Я. Голованов как-то заметил: великий учёный – а при дворе словно каким-то завклубом состоял. То оды сочинял, то какие-то фейерверки устраивал, то эти мозаики…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх