На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 851 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Не мешало бы проверить налоговой его доходы и расходы...сойдется ли дебет с кредитом...Бывший мэр Дёмкин...
  • Nina Pudikova
    Посмотри на себя, загляни в свою душу, если она у тебя есть!!! Прежде, чем судить других!!!........Спикер Джонсон: Р...
  • Ирина Тютюгина
    Конечно не знает. Но ведь статьи читает. Вдруг случится чудо?Медведев: вероятн...

«Граффити – это преступление без потерпевших»: кто стоит за творениями Бэнкси и почему он так популярен

На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет выставлена картина Бэнкси Show me the Monet («Покажи мне Монэ») за 5 миллионов фунтов. Эта работа станет одной из самых дорогих. Такой высокий ценник картины художника получают из-за его анонимности. Однако недавно Бэнкси лишился прав на одну из самых известных работ Flower Thrower («Метатель цветов»), потому что отказался раскрыть свою личность – об этом 17 сентября сообщил The Guardian. О том, кто такой Бэнкси и почему он так популярен – в материале «Аргументов недели».

Личность художника

До сих пор нет точного ответа на вопрос о том, кто скрывается под маской «качественного вандала». Его личность не установлена, но «картины» покупают Анджелина Джоли, Бред Питт, Кейт Мосс и Джуд Лоу. 

По словам самого художника, он не раскрывает свою личность, потому что в мире есть много пустых самоуверенных людей, которые показывают свои «уродливые маленькие лица». Такой подход к искусству и делает Бэнкси уникальным творцом, который сумел вывести граффити на уровень искусства.

«Люди думают, что анонимность была таким маркетинговым ходом Бэнкси. И это так, но это было сделано не намеренно. В его случае анонимность больше самосохранение, чем самореклама», — цитирует издательство BluePrint агента Бэнкси Стива Лазаридеса.

Есть несколько предположений о том, кем является уличный художник. Детективы и криминологи под руководством колледжа Королевы Марии Лондонского университета выяснили, что стрит-артером является Робин Каннингем - житель Бристоля. По словам исследователей, определить это им помог метод географического профилирования, благодаря которому они проанализировали места, где создавал свои работы Бэнкси. Изучив около 150 граффити на улицах Лондона и Бристоля, детективы установили, что работы художника находятся неподалеку от футбольных полей, баров и адресов, где был сам Каннингем.

Другой подозреваемый – основатель музыкальной группы «Massive Attack» Роберт Дель Ная. К такому выводу пришел журналист из Глазго. Он узнал, что после концертов этой группы в городах, где они выступали, через несколько дней появлялись граффити Бэнкси. Главный аргумент в этой гипотезе – цитата друга стрит-артера, который в одном из интервью проболтался, что имя его друга – Роб.

«Никакого неуважения к Роберту. Я считаю, что он потрясающий художник. Мне кажется, он перевернул мир искусства», - неосторожно сказал диджей Голди.

Есть версия, что Бэнкси – не один человек, а группа из нескольких людей, во главе которых стоит женщина. Об этом пишет канадский художник Крис Хили. По его словам, на многих артах Бэнкси нарисованы девочки или женщины, что редко для такого типа искусства.

 Символ андеграунда

Частые гости работ Бэнкси – крысы. Они являются символом стойкости стрит-арт художников, потому что способны выжить в любых условиях и противостоять уничтожению. К тому же, в английском языке слово «крыса» – анаграмма слову «искусство» (art и rat). Символ андеграунда можно увидеть во многих публикациях в инстаграмме стрит-артера. Одна из последних его работ – граффити в метро. Бэнкси опубликовал видео из вагона метро, где, предположительно, он в костюме сотрудника клининговой компании рисует крыс. Они чихают и летают на масках, как на парашютах. Так Бэнкси вступает в дискуссию о необходимости масок и других мер защиты от коронавируса.

«Качественный вандал» рисует крыс по трафаретам – за это его критикуют другие стрит-артеры. Однако многие считают, что это – наследие французского художника Блек де Рат, который придумал формат трафаретного граффити. По словам самого Бэнкси, рисование по трафарету — это, прежде всего, экономия времени для того, чтобы остаться незамеченным.

По пятам Бэнкси

Стрит-артер родился в Бристоле в 1974 году, где и начал создавать свои работы. В этом английском городе есть 10 граффити, нарисованных им. Самые ранние были созданы в 90-ые годы. Их можно увидеть и сегодня – фанатами Бэнкси создано множество пеших маршрутов. Особенность этих работ заключается в том, что они созданы на раннем этапе творчества Бэнкси и позволяют увидеть развитие художника. Однако в городе есть и более новые граффити художника: в бристольской гавани в 2014 году появилась The Girl with the Pierced Eardrum («Девочка с жемчужной сережкой»), где вместо уха девушки - охранная сигнализация. Кто-то недавно «надел» на девушку маску.

Перформанс как залог успеха

Популярность Бэнкси связана не только с его анонимностью – художник нередко устраивает неординарные «представления» своего творчества, чтобы подогреть интерес публики.

В 2005 году он тайно повесил свои работы в музее Нью-Йорка. Это было быстро замечено сотрудниками, но некоторые посетители успели увидеть женщину с противогазом и солдата с баллончиком краски. В Британском музее его работы провисели несколько дней: Бэнкси принес камень, где вместо древнего наскального рисунка был человек с тележкой из супермаркета. Вместе с помощником стрит-артер записывал проникновения в выставочные залы на камеру и выкладывал видео на сайт, где вместе с поклонниками ждал обнаружения подлога.

На аукционе eBay пытались продать реальное имя Бэнкси в 2011 году. Возможно, это был пранк самого художника. Администрация отклонила такой лот из-за его нематериальности, однако человек под ником jaybuysthings выставил листок бумаги, на котором якобы было написано настоящее имя «качественного вандала». Когда ставка достигла 2 миллиона долларов, лот был снят с аукциона. Может, он просто пробовал узнать себе цену?

Культовым перформансом стал аукцион в октябре 2018 года, на котором продавали картину «Девочка с воздушным шаром». Как только аукционист объявил финальную цену в полтора миллиона долларов, работа наполовину самоуничтожилась с помощью шредера. Как активировали прибор – неизвестно. Скорее всего, это сделал дистанционно один из присутствующих в зале. После картина стала арт-объектом «Любовь в мусорной корзине» и ее цена увеличилась почти вдвое. В инстаграмме стрит-артер  выложил видео с аукциона и подписал пост цитатой Пикассо: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».

Насущные вопросы

Работы художника часто связаны с повесткой дня. В разгар самоизоляции Бэнкси выкладывал публикации, связанные с коронавирусом.

«Моя жена ненавидит, когда я работаю дома», - так он подписал серию фотографий, опубликованных в апреле. На них фирменные крысы превращают в бардак его ванную комнату – так художник призвал всех сидеть дома.

Во время палестино-израильского конфликта стрит-артер рисовал граффити на территории Палестины. В 2005 году он создал серию изображений на западном берегу реки Иордан – сегодня эта территория уже принадлежит Израилю. Через 10 лет в секторе Газа появилась еще одна работа «Результаты бомбардировки», на которой изображена женщина, присевшая и схватившаяся за голову. Стрит-артер выступает против бомбардировки территории Израилем: «Если мы умываем руки в конфликте между властными и бесправными, мы принимаем сторону властных - мы не остаемся нейтральными», - написано на одной из стен в Газе. Кстати, уже непризнанная за Бэнкси работа «Метатель цветов» тоже связана с палестинско-израильским противостоянием: вместо коктейля Молотова юноша держит в руках букет цветов.

В 2017 году Бэнкси открыл отель «The Walled Off Hotel» в Вифлееме, окна которого выходят на израильский разделительный барьер. Интерьер гостиницы во многом сделан самим Бэнкси, поэтому постояльцы должны плотно закрывать на ночь окна и двери, чтобы произведения искусства не были украдены.

Бэнкси превратил граффити в высокое искусство. Теперь надписи на стене – это не только вандализм, но и попытка украсить мир. Как раз этим летом на российские экраны вышел документальный фильм «Banksy», в котором рассказывается о том, как Бэнкси произвел революцию в уличном искусстве.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх