На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 838 подписчиков

Свежие комментарии

Приказ: спасти «объект 56»

Недавно посетив школьный музей в селе Семилуки в Воронежской области, с удивлением обнаружила, что тамошние архивы бережно хранят память об уроженце села, Андрее Митрофановиче Кульневе. В апреле 1945 года он вместе с сослуживцами выполнил операцию, которая казалась на тот момент совершенно неосуществимой – спас красивейший в Вене Имперский мост, который гитлеровцы, отступая, уже подготовили к уничтожению. За эту операцию гвардии старший сержант Кульнев был удостоен звания Героя Советского Союза. К 75-летию освобождения Вены минобороны рассекретило военные документы, и детали операции стали более ясны.

Кульнев Андрей Митрофанович

Не силой, так хитростью

Бои непосредственно на подступах к Вене начались 5 апреля 1945 года силами 2-го (командующий – маршал Родион Малиновский) и 3-го (маршал Фёдор Толбухин) Украинских фронтов. Красной Армии противостояли лучшие силы врага, в том числе танковые дивизии войск СС, офицеры венских военных училищ и команды моряков.

Битвы носили ожесточённый характер – наши войска сражались буквально за каждый дом. За несколько дней враг был отброшен за Дунайский канал. Отступая, фашисты взорвали Флорисдорфский мост, выполняя приказ Гитлера уничтожить главные переправы через Дунай. К той же участи готовили и Рейхсбрюкке – Имперский мост (в советских военных документах значился как «объект 56»). Но по нему, отступая, должны были перебраться немецкие части, поэтому ликвидации мост подлежал в последнюю очередь. Со своей стороны советское командование было крайне заинтересовано в том, чтобы спасти и захватить объект, дабы избежать огромных жертв при форсировании Дуная.

Начальник Кульнева подполковник Иванов, поняв, что силой тут действовать бесполезно, решил взять хитростью – пробраться к мосту тайком, под покровом ночи. Поручил операцию небольшой группе смельчаков, возглавил которую гвардии старший сержант Андрей Кульнев, командир взвода бронетранспортёров разведывательной роты. Чернявый, весёлый, с неизменной улыбкой на пухлых губах… Совсем ещё юный – на момент тех событий ему исполнился 21 год – был тем, не менее, уже опытным воином и отличался «исключительной смелостью, не терялся в любой обстановке».

Схема десантной операции по захвату Венского моста

В состав группы вошли ещё три разведчика – Фёдор Минин, Григорий Москальчук и Николай Борисов, а также двое сапёров – старший сержант Максим Ластовский и рядовой Андрей Золкин – их знания по минно-взрывному делу тоже играли значительную роль в планируемой операции.

Решиться на такое было сродни безумию

Разрабатывая план захвата моста, наши «шестеро смелых» поднялись на башню одного из зданий Вены, где был наблюдательный пункт артиллеристов. Детально рассматривали оборону фашистов в специальные приборы. Потом подошла очередь изучить схему расположений вражеских войск. Даже согласно этому документу выходило, что придётся каким-то образом пройти три оборонительные линии. А ведь никто не знал, какие ещё ловушки могут подстерегать ребят на их пути! Словом, операция казалась практически невыполнимой.

Схема оборонительных сооружений на подступах к Вене

«Все подступы к мосту находились под сильным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника, а сам стратегический объект охранялся большой группой автоматчиков, тремя танками и несколькими бронетранспортерами», — напишут потом, 20 апреля 1945 года в политдонесении 3-го Украинского фронта.

Но приказ есть приказ, и в ночь с 12 на 13 апреля Кульнев повёл группу на задание. Миновав улицу и передовые цепи наших мотострелков, за которыми начиналась «ничейная» зона, солдаты заметили горящее здание. Андрей Кульнев подумал, что вряд ли немцы будут занимать свои позиции в огне. А значит, выходило, что это единственное слабое место в обороне врага. Решиться на такое было сродни безумию, но наши герои, припав к раскалённой земле и закрыв лица отворотами шинелей, упорно ползли вперёд. Пламя жгло руки и перекидывалось на одежду…

Журнал боевых действий 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта

Освободили путь для армии

Но вот и берег Дуная. Перебрались через ограждение в реку, затем под мост. Москальчук и Борисов бесшумно сняли часовых. Но оставались ещё вражеские сапёры, которые в любую минуту могли устроить взрыв. Нескольких из них убили, но два сапёра всё-таки успели убежать. Но самое страшное – успели поджечь бикфордов шнур.

Тогда Андрей Кульнев, видя, что длина шнура стремительно уменьшается, попытался до него дотянутся, но не сумел достать. Тогда он, рискуя сорваться, уцепился за ферму моста. Ему помог Григорий Москальчук. Шнур был перерезан, но сам мост ещё не спасён. Ведь здесь было много ящиков со взрывчаткой, а значит, хватило бы малейшей искры для взрыва. И вновь, смертельно рискуя каждую секунду, разведчики и сапёры стали искать электропроводку, что в темноте было сделать совсем непросто. Её обнаружил и перерезал разведчик Фёдор Минин. Почти в то же мгновение на обрезанном конце вспыхнула искра. Теперь уже можно было спокойно отвязывать от ферм ящики с толом и сбрасывать их в реку. Всего было таким образом успешно разминировано 76 зарядов.

Кульнев по рации сообщил о том, что мост разминирован. Значит, путь для армии был свободен. И уже через несколько часов наши войска взяли Вену, полностью освободив её от фашистской нечисти.

Уже вечером того же дня непосредственные начальники наших разведчиков и сапёров подпишут наградные листы всем шестерым. А 29 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за смелость, отвагу и мужество им будут присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей «Золотая Звезда».

Наградной лист гвардии старшего сержанта Андрея Кульнева

Венцы были рады освободителям

Но вернёмся к освобождённой Вене. Сказать, что узники концлагерей радовались приходу Красной армии – значит, не сказать ничего. Так, в архиве минобороны хранятся показания одного из узников – майора Николая Орлова, который содержался в лагере в селе Кайзерштайнбрух с другими русскими, а также румынами, сербами, поляками, англичанами, итальянцами… Здесь погибло более 13 тысяч человек.

«Это был подлинный лагерь смерти, предназначенный для истребления военнопленных. Все лагерные порядки соответствовали этой цели — недостаточное питание, изнурительные работы, жуткие условия жизни и зверское обращение с пленными со стороны лагерного персонала, - описывает в своих показаниях Николай Орлов. - Я помню, как восемь русских офицеров, трое из которых были ранены, а у остальных была очень высокая температура, были все же вынуждены выйти на работу. Когда они, обессилев, в изнеможении опустились на землю, охранники избили их прикладами до потери сознания».

Не менее были счастливы и простые, мирные венцы, с которыми фашисты тоже не слишком церемонились. Еще в 1938 году Гитлер включил Австрию в состав Германии, а впоследствии, в 1942 году название страны и вовсе исчезло с карт и было заменено на  Ostmark. Экономика полностью контролировалась Рейхом, а в начале Второй Мировой войны в войска Вермахта были призваны более полумиллиона австрийцев.

Память оказалась короткой

Понятно, что при таком раскладе венцы были рады освободителям. Свой Имперский мост в 1946 году австрийцы переименовали в мост Красной Армии (Brücke der Roten Armee), а неподалёку от него установили полую внутри 25-метровую стелу с пятиконечной звездой наверху – монумент памяти. Сделан он был из дерева, и вроде в планах было его заменить на более основательную конструкцию…

Но память венцев в этом случае оказалась удивительно короткой. Уже через десятилетие по политическим причинам мост был вновь переименован, а годом позже снесли и памятник.

Впрочем, спасенный с таким трудом мост тоже не выдержал испытание временем, и ночью 1 августа 1976 года рухнул, убив одного человека, а также уничтожил грузовик и повредил несколько кораблей.

Немецкие зенитные орудия калибра 88 мм

Это интересно

В ходе Венской наступательной операции Красная армия потеряла 38 тысяч солдат и офицеров. Точных сведений по врагу нет, но известно, что советские войска разгромили 32 дивизии противника, захватили и уничтожили 1,3 тысячи танков и штурмовых орудий и более 2 тысяч полевых орудий, а также взяли в плен более 130 тысяч вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года учреждена медаль «За взятие Вены», которой были награждены все участники боев за город — более 270 тыс. советских воинов.


Справка «АН»

                                                         Андрей Митрофанович Кульнев

Кульнев Андрей Митрофанович
Родился в селе Семилуки в 1924 году. Окончил среднюю школу. Работал токарем на заводе в Семилуках. В Советской Армии с июня 1942. Член КПСС с 1946.

В 1947 Кульнев в звании капитана демобилизован.

Жил в Ростове-на Дону. В 1951 окончил Ростовский индустриальный техникум и в течение 10 лет работал мастером в ГПТУ-5. В 1959 окончил Ленинградский педагогический институт, работал заместителем директора профтехучилища. C 1966 по 1969 годы был директором Ремесленного училища № 11 речного флота.

Звание майора запаса было присвоено в 2000 году.

Умер 5 ноября 2003 года, похоронен на «Аллее почёта» Северного кладбища в Ростове-на-Дону.

 
                                                         Максим Онуфриевич Ластовский

Ластовский Максим Онуфриевич

Родился 20 мая 1905 года в селе Михайловка (ныне – Драбовский район Черкасской области Украины).

После окончания начальной школы работал в колхозе. В августе 1941 года Ластовский был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. К апрелю 1945 года гвардии старший сержант Максим Ластовский был помощником командира сапёрного взвода 54-го гвардейского сапёрного батальона 1-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта.

После окончания войны Ластовский был демобилизован. Проживал в родном селе, работал председателем сельского совета. Погиб 1 июня 1988 года.

Был также награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей.

                                                           Николай Денисович Борисов  

Борисов Николай Денисович
Родился 16 августа 1923 года в деревне Михайловка (ныне – Болотнинский район Новосибирской области) в семье крестьянина.

После окончания пяти классов школы работал трактористом сначала на родине, а затем в Кемеровской области. В 1940 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня 1941 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на 3-м Украинском фронте. К апрелю 1945 года гвардии красноармеец Николай Борисов был автоматчиком 2-й гвардейской механизированной бригады 1-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта.

В 1950 году в звании старшины Борисов был уволен в запас. Проживал в городе Топки Кемеровской области, работал машинистом тепловоза. Скончался 24 декабря 1988 года.

Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей. Имя Борисова присвоено школе № 15 города Киселёвск.

                                                       Григорий Мартынович Москальчук

Москальчук Григорий Мартынович
Родился 20 мая 1920 года в селе Осовцы (ныне – Коростышевский район Житомирской области Украины).

После окончания семи классов школы работал сначала в колхозе, затем на заводе в Киеве. В 1940 году Москальчук был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны.

К апрелю 1945 года гвардии красноармеец Григорий Москальчук был пулемётчиком бронетранспортёра 2-й гвардейской механизированной бригады 1-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта.

После окончания войны в звании младшего сержанта Москальчук был демобилизован. Проживал и работал в Коростышеве. Скоропостижно умер 9 января 1957 года, похоронен в родном селе.

Был также награждён орденом Славы 3-й степени и рядом медалей.

                                                            Фёдор Иванович Минин

Минин Фёдор Иванович
Родился 15 октября 1917 года в посёлке Ромодан (ныне – посёлок в Миргородском районе Полтавской области Украины).

После окончания шести классов школы проживал и работал сначала на родине, затем в городе Сарны Ровенской области Украинской ССР. В 1937—1939 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1941 году Минин повторно был призван в армию, на фронт.

К апрелю 1945 года гвардии старшина Фёдор Минин командовал бронетранспортёром 2-й гвардейской механизированной бригады 1-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта.

После окончания войны Минин был демобилизован. Проживал и работал в Ромодане. Скоропостижно скончался 18 января 1952 года.

Был также награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, рядом медалей.

Бюст Минина установлен в Миргороде.

                                                           Андрей Матвеевич Золкин

Золкин Андрей Матвеевич
Родился 26 ноября 1907 года в селе Чугинка (ныне – Станично-Луганский район Луганской области Украины).

После окончания четырёх классов школы работал в колхозе. В 1941 году Золкин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.

К апрелю 1945 года гвардии красноармеец Андрей Золкин был сапёром-подрывником 54-го гвардейского отдельного сапёрного батальона 1-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта.

После окончания войны Золкин был демобилизован. Вернулся в родное село, работал бригадиром, учётчиком, плотником. Скончался 29 октября 1991 года.

Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх