Аргументы недели

97 561 подписчик

Свежие комментарии

  • Светлана Якимова
    Лично мне фиолетово, что там у англичан, меня больше занимает рост цен в нашей стране, как будто у нас цена на газ не...«Надо поговорить ...
  • Сергей Росси
    "то же самое интернет-издание допустило, что Иран может нанести ракетный удар по столице Азербайджана" ??? Да хватит...Avia.pro: ВКС Рос...
  • Vladimir Lioubimcev
    Пусть эти турецкие ТВАРИ убираются из сирийской земли!"! ГЭТЬ, ПОГАНЬ!!Avia.pro: ВКС Рос...

Михаил Веллер: У человека нет конкурентов в природе по уровню адаптации

Михаил Веллер: У человека нет конкурентов в природе по уровню адаптации

Некоторые вопросы беспокоят нас с самого детства: мы задаём их сначала родителям, затем ищем ответы в книгах и размышляем над ними всю жизнь. Что такое любовь? В чём смысл существования человека? Откуда мы пришли и куда идём? Возможно, потребность спрашивать о подобном – это особенность нашего сознания, которое появилось в ходе эволюции. Автор проекта «СВОЯ ФИЛОСОФИЯ: личные ответы на ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ» Сергей ЕЛИН побеседовал с известным писателем и философом Михаилом ВЕЛЛЕРОМ.

– В вашей судьбе и философии есть понятие о предназначении?

– Я думаю, что это слово имеет два значения. Значение первое – житейское, бытовое. Говорят: «Его предназначение – стать космонавтом, пожарным, выдающимся хирургом». Но это белиберда, потому что в зависимости от обстоятельств, а не только от своих способностей человек может стать и тем, и другим, и третьим. Античный мир предлагает ему один диапазон специальностей и возможностей, Средние века – другой, XXI век – третий. Человек выбирает из того, что есть. Энергичный, разумный, способный человек может преуспеть в разных областях, а человек вялый и глупый вряд ли добьётся успеха в чём бы то ни было.

Если говорить о высшем смысле – философском, то свой взгляд на функцию человека в мире я изложил в книге «Всё о жизни» и в первом томе четырёхтомника «Энергоэволюционизм».

Человек находится на острие эволюции Вселенной, и его предназначение – потреблять, перерабатывать и выделять энергию уже в другом виде в максимальных объёмах и масштабах, на которые он только способен. На житейском уровне это можно выразить фразой: человек должен сделать в жизни самое большое, на что он способен. А в масштабе космическом – человек должен переделывать окружающий мир настолько интенсивно, с такой скоростью, как он только может.

– Каков общий смысл вашей теории, названной «энергоэволюция»?

– В основу положена концепция Большого взрыва, которая хотя и не является единственной теорией происхождения Вселенной, но на протяжении ста лет является генеральной.

Изначальная энергия Вселенной структурируется во всё более сложные материальные системы, которые со временем распались с выделением огромного количества энергии и уже более сложных материальных частиц. Они со временем структурировались в ещё более сложные системы, которые опять же распались с выделением огромного количества энергии. То есть это звёзды первого, второго, третьего поколений и образование планет. Далее, когда на планетах, в частности, у нас на Земле этот процесс приобрёл принципиально всеобщий характер, образовалась жизнь, и скорость поглощения энергии из окружающего пространства и звёздного света подпрыгнула ещё на порядки. Потому что живая природа – секвойя, баобаб – переделывает материю своего тела несравненно быстрее, чем любая звезда. А когда с появлением человека возникла сложная социальная жизнь, то скорость увеличивается на порядок. Поэтому за какие-то несколько тысяч лет растения неокультуренные практически не эволюционировали, а социум эволюционировал с колоссальной скоростью. Он превратился уже, как выразился Вернадский, в силу геологического масштаба. Вот этот весь процесс и можно называть «энергоэволюцией», потому что в нём поглощается мир окружающей материи и энергии. Переработка и выделение уже в новых формах происходят с постоянным ускорением. Нахождение человека на острие этого ускорения и объясняет всё, что происходит с ним и человечеством.

– Вы говорите, что человек создан с избытком энергии, которая становится источником его активности. Можно ли как-то влиять на уровень потенциала человека?

– Когда мы говорим об энергичности или вялости человека, мы подразумеваем его или двигательную, физическую, или иногда интеллектуальную активность. В основе заложена, во-первых, активность центральной нервной системы, психики. Во-вторых, весь энергообмен организма. Это гормональный фон, это уровень обмена веществ и так далее. Тип нервной системы и уровень энергии и психики, конечно, задаются от рождения, но далее это зависит от воспитанных установок, от образа жизни, от режима питания, от окружения, от эмоционального состояния. Если человек растёт и живёт в условиях угнетённых, подчинённых, он плохо питается, им помыкают, то его энергия будет придавливаться. Если, напротив, его воспитывают как наследника престола, которому позволено всё, то его энергия будет иметь возможность полностью реализовываться и как бы настраиваться. В какой-то мере это проектируется, но прежде всего, конечно, задаётся.

– В книге «Еретик» вы говорите, что у евреев – нации, исторически претерпевавшей гонения, сформировалась более сильная энергетика за счёт того, что из поколения в поколение выживали наиболее активные. Можно ли эту логику применить к человеку, у которого было тяжёлое детство?

– Здесь применимо известное изречение Ницше: «Всё, что меня не убивает, меня закаляет». Человек стал царём природы, потому что у него не было ни толстой шкуры, ни мощных челюстей с большими острыми зубами, ни когтей, ни рогов. Ему приходилось изворачиваться, придумывать способы, как со своими собратьями сообща укрываться от опасностей, как охотиться. Так же происходил естественный отбор по линии максимальной адаптации. У человека нет конкурентов в природе по развитости адаптационного ресурса. То есть он может жить в диапазоне от арктических до экваториальных температур, от сухости пустыни до влажности субтропиков.

Человека можно воспитывать очень жёстко, но не настолько, чтобы он умер, – это и происходило с евреями на протяжении тысяч лет. Хорошая жизнь, напротив, расслабляет и развращает. Сейчас мы видим, что в наиболее развитых странах происходит полное развращение населения, которое в результате не может противостоять ничему. Таким образом, человек должен находиться в условиях, где нужно трудиться, нужно обороняться.

– Может ли в генах содержаться также информация о потенциале любви или о других подобных качествах человека?

– В основе всех действий человека инстинкт жизни. Для того чтобы жить, нужно обеспечить себе безопасность и хлеб насущный. Инстинкт продолжения рода также является безусловным у любого двуполого существа. Всё, что говорится в нынешних рамках политкорректности о равенстве однополых и двуполых, – абсолютный бред, пустая демагогия и издержки цивилизации периода распада. Любовь – это очень окультуренный, изощрённый, развитый в истории человечества инстинкт продолжения рода. Он задан природой, но формы его проявления социальные. У дикарей, например, можно убить медведя, его голову положить к ногам семьи невесты, и тогда за тебя отдадут девушку, потому что ты доказал, что могучий охотник и сможешь обеспечивать семью и детей. Проявлением может быть умение изящно ухаживать, говорить красивые слова, дарить букеты или купить огромную квартиру и дорогой автомобиль. То есть с развитием общества возникает разный культурный фон, но суть одна. Конечно же, генетически нам не задаётся традиция писать стихи или дарить цветы, но стремление соединиться с существом противоположного пола и продолжить род – это задано.

– В одной из своих книг вы говорите, что неверующих людей нет, а есть люди, полагающие себя неверующими. Значит ли это, что вы считаете себя верующим человеком?

– Когда мы говорим про верующего человека, то обычно подразумеваем, что он придерживается той или иной религии. А если человек верит во что-то общее, то он вроде бы неверующий. Маршал Франции Фош во время Первой мировой войны сказал: «В лисьих норах неверующих нет». Лисьи норы эти – индивидуальные ячейки, выкопанные в траншеях. То есть любой человек, когда ему совсем припрёт, начинает молиться Богу, взывать к случаю, удаче. В этом плане все люди верующие.

Во время работы в Казанском соборе, где тогда располагался Государственный музей истории, религии и атеизма, я узнал, что безрелигиозного периода в истории человечества не было. Люди верили всегда. А поскольку человек есть порождение Вселенной и одновременно её орудие, то ему потребно хоть в какой-то форме осознание своей причастности к этому гигантскому процессу, который гораздо значительнее его, и необходимость такого процесса он не в силах осмыслить. Такое подсознательно-инстинктивное чувство требует оформить себя в какие-то рациональные и понятные формы, и человек начинает создавать идолов, молиться богам ручья и кустов, потом приходит к единобожию, создаёт ритуалы и так далее.

– Вы говорили, что церковь как земной институт, посредник, не имеет для вас ценности. А есть ли конфессия, которая вам кажется близкой?

– Мы говорили об этом лет десять назад с И. Охлобыстиным, и тогда я сказал, что если бы была необходимость принять какую-либо религию, то я бы, вероятно, стал баптистом. Я считаю, что религия вполне разумна без фигуры священника как посредника между Богом и человеком. Я испытываю двоякое чувство по отношению к одному из необыкновенных людей эпохи Реформации Томасу Мюнцеру. С одной стороны, Мюнцер – пламенный борец за коммунизм, который мечтал построить тысячелетнее царство Иисуса, царство всеобщего равенства и справедливости. С другой стороны, Томас Мюнцер говорил, что человек, который живёт по заповедям, добывает хлеб в поте лица, честен и трудолюбив, заботится о семье и окружающих, – истинный христианин, даже если он не молился никогда в жизни и не был в храме. Разумеется, вторая позиция мне гораздо ближе. Я считаю, что Господь живёт в человеке, а весь мир существует в Господе. Но для большинства, разумеется, нужны ритуал, шествие и храм. Вера масс должна подкрепляться конкретными действиями.

– Что большинству людей не хватает для счастья? Что бы вы им посоветовали?

– Люди в большинстве своём обычно полагают, что счастье во владении и обладании. Поэтому они хотят занимать какие-то должности и обладать какими-то материальными благами. Думают, что это – совокупность богатства, власти, здоровья и любви. Но можно долго перечислять список людей богатых, властных и удачливых в любви, у которых депрессия или которые покончили с собой. Ещё более длинный список бездельников, бомжей, бродяг, которым для счастья достаточно выпить, закусить, обогреться.

Надо вспомнить старую историю про принца, который подумал, что всё можно потерять. Он сел под пальмой и стал питаться горсточкой риса, и так возник буддизм. Счастье – это категория внутреннего состояния, которое напрямую не связано с тем, чего ты достиг в материальном мире. Но человеку порой кажется, что, когда он заработает пятый миллион долларов или когда защитит докторскую диссертацию, тогда он будет счастлив. А на деле не так, и он потом вспоминает, какой был бедный, молодой, беззаботный и счастливый.

Разумеется, нужны какой-то минимум денег, минимум здоровья и крыша над головой. Если эти потребности удовлетворены, то дальнейшее счастье зависит от того, что у человека внутри. От умения радоваться тому, что солнце взошло, что ноги ходят, что войны нет, что тебя кто-то любит и ты кого-то. Или что ты что-то захотел и можешь это сделать. Умение получать удовольствие и радость от простых вещей является секретом счастья. Артур Шопенгауэр ещё писал, что счастье заключается в живом, спокойном и весёлом темпераменте. Можно только поприветствовать его слова.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх