На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Алферов
    Это логично, капитан очевидность, блин.Телеведущий Добро...
  • Михаил Еграшин
    В Прибалтику НАТОвских вояк, типа, по обмену завозят. Местные уезжают, неместные прибывают?Науседа: в Литве ...
  • Леонид Ла Рошель
    А охрана в упор не видит одни и те же лица, что пристают к пассажирам? Значит, как минимум в доле.Мошенники начали ...

Первая ядерная катастрофа в СССР произошла 63 года назад

29 сентября 1957 года в закрытом городе Челябинск-40 прогремел взрыв, последствия которого дают о себе знать до сих пор. Правозащитница Надежда Кутепова была вынуждена покинуть страну вместе со своими детьми, бросив работу и дом, из-за борьбы за права людей, которых коснулась эта ужасная трагедия. Ее общественную организацию «Планета надежд» власти признали «иностранным агентом». Об истории катастрофы и ее последствиях Надежда Кутепова рассказала «Новой газете».

Взрыв прогремел в сентябре 1957 года на комбинате 817-го производственного объединения «Маяк». Взорвалась подземная емкость, в которой хранились высокоактивные радиационные отходы. Всю Челябинскую область накрыло ядовитое облако.

Производственный комплекс «Маяк» занимается переработкой ядерного топлива и хранением радиоактивных отходов. Когда в СССР была поставлена задача создания ядерного оружия, тысячи военных и заключенных ГУЛАГа прибыли на территорию будущего Озерска, чтобы выкопать котлован и построить реактор. Это произошло в 1945 году.

Место для строительства было выбрано не случайно. Сюда, даже гипотетически не мог долететь самолет-шпион. Для охлаждения и работы реакторов требовалось большое количество воды - рядом была река Теча. На ее берегах располагалось 39 населенных пунктов, где жили несколько тысяч человек. Завод, который построили в верховье реки, был засекречен. О том, что в водоем сбрасываются радиоактивные отходы, местным жителям никто не говорил.

«Так вот, местное население, проживающее на реке, пользовалось водой, так же, как и десять, и сто лет назад. Но в 1949 году это была уже не просто вода, это были жидкие радиоактивные отходы. Верхняя деревня - Митино - располагалась всего в семи километрах от места сброса, - рассказывает Надежда Кутепова. - Моя коллега по правозащитной деятельности Любовь Ладейщикова, которая проживала в данной деревне, вспоминала, что дети были очень рады тому, что происходило с рекой: мертвые рыбы плавали вверх животами. Они ловили их и с удовольствием жарили на берегу».

По словам правозащитницы, в 49–50-е годы «Маяк» сбросил в воду отходы радиоактивностью 3 млн кюри, после чего 75 % населения села Мюслюмово заболело лучевой болезнью.

В 51-м году принимается решение прекратить сброс высокоактивных отходов в реку Течу и начать хранить их в подземных железобетонных сооружениях. Тем не менее, низкоактивные отходы в реку продолжали сливать. В 52–54-е годы власть издает нормативные акты, чтобы запретить людям пользоваться рекой.

«В течение десяти последующих лет 35 населенных пунктов полностью эвакуировали и ликвидировали до состояния чистой лужайки. Эвакуация происходила жестко, потому что люди не хотели покидать родной край», - сообщает правозащитница.

29 сентября 1957 года около 16 часов дня со стороны комплекса хранения радиоактивных отходов пошел желтый дым, поле чего раздался взрыв. По счастливой случайности никто в этот момент не погиб.

Надежда Кутепова отмечает:

«Взорвалась подземная емкость с жидкими радиоактивными отходами, 20 млн кюри попали в атмосферу. Сегодня Росатом утверждает, что 18 млн кюри осталось на промплощадке «Маяка», и только 2 млн кюри поднялись на несколько километров и за 11 часов, согласно направлению ветра, сформировали восточно-уральский радиоактивный след. Радиоактивное облако накрыло огромную территорию. 272 тысячи человек попали в зону загрязнения».

По информации правозащитницы, несмотря на давность произошедшей трагедии, в этом году производственное объединение «Маяк» заключило договор на проведение мероприятий по очистке данной территории от последствий аварии 1957 года.

Надежду Кутепову с катастрофой связывает потеря близких людей:

«Моя бабушка, Козлова Надежда Ивановна, приехала в 1948 году строить «Маяк», она была инженером. К сожалению, она умерла до моего рождения, у нее был рак лимфатической системы. Мой отец, Гаев Лев Николаевич, родился в Свердловске и был мобилизован 30 сентября 1957 года для участия в ликвидации аварии на «Маяке». Он умирал у меня на глазах с 1983 по 1985 год, у него был очень тяжелый рак кишечника с метастазами в легкие. Для меня это все еще живая история о том, как страдал он, как страдала я в свои 12 лет. Эти двое людей для меня — прямые жертвы деятельности атомной индустрии».

Правозащитница создала общественную организацию «Планета надежд», которая работала на протяжении 15 лет, чтобы помочь пострадавшим. Она признает, что в большинстве своем люди так и не добились справедливости в суде.

«Наиболее яркое - дело внутриутробных ликвидаторов. Их матери были беременны в момент участия в ликвидации аварии 1957 года либо ликвидации последствий сброса в реку Теча. В тот момент трудовое законодательство не защищало беременных женщин, не видело в этом ничего особенного и руководство завода. В результате в городе родилось очень много детей, которые были больны и вскоре умирали. Но часть этих детей выжили, и примерно в сорок лет у них стали проявляться нетипичные заболевания, связанные с щитовидной железой, иммунитетом, лимфатическим током и обменом веществ», - рассказывает Кутепова.

Правозащитница отмечает:

«Росатом и «Маяк» сразу заняли такую позицию: поскольку эти люди не работали в ликвидации руками, значит, они в этом процессе не участвовали. Я спорила в суде с юристами Росатома: как можно разделять мать и плод, если они являются единым целым, и на плод воздействие вредных факторов оказывается более сильное? Они были непреклонны: физического лица не существовало, значит, ни на какие льготы у него права нет. Мы прошли все стадии суда, и Верховный суд послал нас к законодателю. В Законодательном собрании сидят лоббисты Росатома, которые не дадут пройти ни одой законодательной инициативе, которая может заставить данную организацию потратить на кого-то хоть копейку».

Посредством некоторых СМИ в отношении Кутеповой была организована травля, в результате которой правозащитница была вынуждена уехать из страны. Несмотря на это, борьба за права людей, пострадавших от радиации, по-прежнему остается важным делом в жизни Надежды.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх