На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 855 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Уфимцев
    Что за наивность? Как можно договариваться с акулами бизнеса? Да на них... креста ставить некуда!  Да они, суки, спят...Путин: если власт...
  • Виталий
    Необходимы, видимо, какие-то предупреждающие действия в отношение Великобритании.Business Insider:...
  • vagas Karlito
    Бандеровцы осознали что  пришли за ними! Потому бегут!)) Пушки танки не помогут это тоже поняли уже!Наибольший успех ...

110 лет назад тихо вышел на волю тот, кто живыми зарыл в землю 25 человек

К 1905 году Фёдор Ковалёв оставался последним узником знаменитого Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Впрочем, он, приняв в 1901-м православие и получив облегчение режима, уже, по сути, просто жил при монастыре – не прося о снисхождении, твердя, что ещё не отмолил грех. А грех был страшен: когда-то Фёдор живыми зарыл в землю 25 человек, включая мать, жену, двоих детей, брата, сестру.

Вольному – воля

Его освободили после манифеста Николая II «Об укреплении начал веротерпимости»(1905). В Спасо-Евфимьев монастырь – главную российскую церковную тюрьму – заключали вождей сект, тех же раскольничьих проповедников, прочих «религиозных диссидентов». Сажали, как правило, без суда. Но отныне инаковерие не считалось крамолой. Правда, религиозный фанатизм порой лежал в основе реальных преступлений – как в случае с Ковалёвым. Только ведь и его посадили без суда! Что – начинать уголовный процесс? При том, что человек явно «стал на путь исправления»? А вы ж время учтите! 1905 год, первая русская революция, бомбы, восстания… Как-то на этом фоне Ковалёв не выглядел самым опасным злодеем.

И пошёл он домой – на свои Терновские хутора под Тирасполем. Туда, куда почти девять лет назад пришла весть о начале в России переписи населения. С неё всё и началось.

Метрикоборцы

Или раньше? При Екатерине – когда эти края стали русской Новороссией? Власть тогда привечала всех, кто был готов осваивать присоединённые просторы. В том числе старообрядцев, гонимых в основной России за «неправильную» веру. Они охотно селились в Тирасполе и вокруг него. «Трудолюбивые, крепкие в слове, твёрдые характером, живут раскольники внешне тихо и скромно, не пьянствуют, не курят, если что и делают, то неслышно, шепотком, «промеж себя» – описывал здешних староверов журнал «Судебные драмы» (1898 г.), в очерке, посвящённом разыгравшимся событиям.

Но и среди раскольников особняком стояли приверженцы «бегунского» толка («страннического согласия»). Чтобы не вдаваться в разъяснения – это крайние из крайних. Государство они считали властью антихриста, от которой надлежит «таитися и бегати». Как логическое следствие – метрикоборчество «бегунов»: отказ от документов, страх любых форм государственного учёта.

Их автономная от прочего мира жизнь требовала своей «инфраструктуры» – и она сложилась. Тайные скиты, где в аскезе и моленьях проводили жизнь ревнители «истинной веры»... Заветные адреса, известные лишь странникам и странницам… Люди, которые дорогих гостей укрывали…

Хутор и скит

Ещё в начале XIX столетия на благодатных днестровских плавнях близ села Терновкапод Тирасполем несколько старообрядцев заложили хутора. Ковалёвы были среди них. Из поколения в поколение они давали приют «бегунским» праведникам – и постепенно при их усадьбе возник скит. Для постороннего глаза – обычный большой сарай. Но ворота на замке, зато сзади потайная дверь, а внутри – комнатки-«кельи» и общее помещение моленной. Соседи Ковалёвых – Фомины, Суховы, Горзины – тоже были староверы, тоже живущих в скиту почитали, помогали содержать.

Из дальнейшего рассказа может возникнуть представление о хуторянах как о каких-то узколобых звероватых фанатиках. Но нет – в селе вспоминали их добром. Да, жили наособицу, твёрдо держась своей веры. Однако все знали: случись что – всегда выручат. Та же вдова Ковалиха никому в помощи не отказывала, хоть ты обычный православный, поляк, еврей… И Фёдор, её сын, был таким же. Весёлый здоровяк, он обожал жену Анну (Анюшу), только что родившую вторую девочку. Его брат Дмитрий, правда, слыл местным дурачком – но тихим, ласковым. Была ещё сестра Авдотья – живая, яркая, но по юности лет легко поддающаяся влиянию натур посильнее.

«Натуры посильнее» населяли скит. Приходили, уходили – но в общем на круг там собралось десятка полтора человек. Семья Павловых с маленькой дочкой (жена как раз должна была родить ещё одного ребёнка)… Сёстры Скачковы – Поля-старшая и Поля-младшая... Слепой старик Яков Яковлевич... Семья Суховых… Бывшая монашкаТаисия по прозвищу Рассейская… А заправляла всем матушка Виталия.

Виталия

Матушка – это не по возрасту. Старой не назовёшь – где-то между 30 и 40. В юности Виталия звалась Верой Макеевой. В 16 лет отец, херсонский мясник-старообрядец, решил выдать её замуж за некоего Гусева, видимо, своего знакомца, тоже мясника-старообрядца из Никополя. Но то ли совсем не люб ей был жених, то ли ещё что – Вера сбежала из-под венца. Чем опозорила семью, и ходу назад ей отныне не было. Ушла в старообрядческий Куренёвский монастырь, пробыла там лет десять. Увы, в монастыре начались какие-то раздоры, и Вера-Виталия его покинула. Странничала – и через странничество попала в ковалёвский скит.

Волевая, истовая, начитанная в старинных писаниях, с незамысловатым, но чётким пониманием мира (вот мы, а вот остальные), она быстро стала здесь лидером. А её правой рукой – Поля-младшая: эта ко всему прочему умела читать не только древние книги, но и современную грамоту. И именно Поля осенью 1896 года растолковала написанное в пришедшем на хутора официальном извещении. А сообщалось там, что предстоит первая в Российской империи перепись населения – так что хозяевам надо подготовиться к приходу счётчиков, а также указать всех проживающих.

От Розанова до Акунина

«Терновское дело» осмысливали В. Розанов, В. Бехтерев, А. Чижевский… Важнейший источник сведений о нём – исследование профессора-психиатра И. Сикорского, работавшего тогда по свежим следам. Ряд деталей можно найти в журнале «Судебные драмы» (1898), брошюре И. Громогласова «Тираспольское дело» (1898) и т.д. В наше время эта история легла в основу повести Б. Акунина «Перед концом света». События, правда, перенесены на старообрядческий Русский Север – но, например, в образе «матушки Кириллы» легко угадывается Виталия.

Гуртовое сознание

Знали бы петербургские чиновники, готовившие давно назревший в империи пересчёт граждан, как их замыслы аукнутся на Терновских хуторах! Виталия давно говорила, что грядёт конец света, что перед этим «антихристы» нас схватят, будут мучить в своих тюрьмах, заставлять отречься от веры… И тут – весть, что окаянная власть всех вздумала взять на карандаш.

Надо спасать души! В былые времена старообрядцы в ответ на репрессии самосжигались в скитах. Но сжигаться вблизи оживлённого села? Прибегут, помешают. Виталия предложила «запоститься» – голодным постом довести себя до смерти. А кроха-дочка Павловых, сидевшая со всеми в моленной и накрученная разговорами взрослых, крикнула: «Лучше живьём в могилу». Точно! Устами младенца! Выроем «мины» (полости в земле) и в них замуруемся.

Мы сейчас сжимаем события, длившиеся два месяца. Профессор И. Сикорский (см. справку) всё восстановил буквально по дням – но не цитировать же сплошняком его книгу! Просто укажем, что у этого сюжета масса внутренних поворотов. Решившие «спастись» спорили, где копать «мины». Кто в какую ляжет. Не явится ли это грехом самоубийства? Кому «спасаться» необходимо, а кому нет (так уцелела беременная жена Павлова – ведь её дитё ещё не родилось)? Уже после первых двух закапываний пошли по округе недобрые слухи, и оставшихся участников событий арестовала полиция. Но трупов не нашла («мины» с телами снаружи утаптывались и маскировались, а причастные молчали), арестанты пригрозили уморить себя голодовкой, да и содержать их было негде – так что перевели «под домашний арест». То есть вновь на хутора – и закапывания продолжились. Ещё тема – родня погибших. Виталия письмом вызвала сестру и убедила «спастись», другие обитатели скита – тоже. Большие семьи хуторян, «насельники» скита, их родственники – отсюда столько жертв.

Всему происходившему И. Сикорский нашёл очень точное определение: «гуртовое сознание». Тут даже не достоевщина. Просто люди, всю жизнь прожившие в собственном мире, перед лицом угрозы, которую сами же выдумали, вели себя как испуганный гурт скота: обезумели, метались, теряли волю...

Человек снаружи

Первую «мину» заложили рядом с домом Фоминых – спешно вырыли рядом с погребом что-то вроде подземной комнатки. В ночь на 23 декабря 1896 г. туда ушли девять человек – в «смертных одеяниях», читая о себе молитвы «похоронного чина». Теперь вход в «мину» надо было завалить камнями и замазать глиной. Виталия поручила это Фёдору. Фёдор всё сделал, рыдая: замуровывались и его Анюша с детьми.

Кто-то должен был и дальше выполнять «наружную» тяжёлую земляную работу. Раз Фёдор справился – выбор Виталии каждый раз падал на него. В ночь на 27-е он замуровал ещё шесть человек – в новой «мине» у дома Суховых. Тут случилась история с полицией и «домашним арестом». Теперь «спасавшиеся» торопились. Три старушки велели просто вырыть себе могилу. Юная Авдотья к ним присоединилась. Фёдор их живыми засыпал землёй. Последними 28 февраля 1897-го решили закопаться шесть человек. Среди них мать Фёдора, Дмитрий и Виталия.

Всего – 25 душ.

Хотя уже начинались сомнения – что-то не то делаем, конца света-то всё нет! Отказался закапываться Яков Яковлевич. Не исключено, чего-то осознала и Виталия: после вскрытия её трупа в желудке нашли остатки пищи – значит, махнула рукой и бросила поститься. Но после такого количества уведённых под землю ей самой на земле жизни больше не было.

Ложась в «мину», она взяла с Фёдора клятву покончить с собой. Но тот был уже абсолютно морально сломлен. Похоже, полиции сдался сам.

…«Терновское дело» потрясло Россию. Однако всё спустили на тормозах – возможно, из боязни спровоцировать схожие случаи. Фёдора тихо отправили в Спасо-Евфимиев монастырь. Что было потом – мы сказали. По одним данным, Ковалёв вскоре после возвращения домой умер. По другим – вновь принял «старый обряд», женился, родил детей. В Гражданскую ушёл в Румынию, оттуда уехал в Канаду, где и умер глубоким стариком, почитаемым в своей среде как «совершивший подвиг за веру».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх