На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 855 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Уфимцев
    Что за наивность? Как можно договариваться с акулами бизнеса? Да на них... креста ставить некуда!  Да они, суки, спят...Путин: если власт...
  • Виталий
    Необходимы, видимо, какие-то предупреждающие действия в отношение Великобритании.Business Insider:...
  • vagas Karlito
    Бандеровцы осознали что  пришли за ними! Потому бегут!)) Пушки танки не помогут это тоже поняли уже!Наибольший успех ...

«Черный маэстро» со светлой душой

17 декабря 2018 года ушел из жизни композитор, художественный руководитель и директор Иркутского областного театра-студии «Театр пилигримов» Владимир Соколов. Вместе с ним закончилась целая эпоха в музыкальной и театральной жизни Иркутска, которая длилась почти 40 лет. И хотя Театр пилигримов наверняка продолжит свою работу и без своего создателя — талантливого во многих сферах человека глубокой внутренней культуры с огромным сердцем — это будет уже совсем другая история.

Иркутская история Владимира Соколова

Один из самых стильных и эпатажных деятелей культуры Иркутска, которого за неизменные плащ и шляпу цвета ночи прозвали «черным маэстро», приехал в наш город в 1979 году вслед за своим легендарным отцом — основателем симфонического оркестра Иркутской филармонии Игорем Соколовым. Будучи ассистентом дирижера Государственного симфонического оркестра Советского Союза, он в 1958 году по поручению Министерства культуры СССР возглавил его и за четыре месяца сформировал коллектив музыкантов, создал репертуар и шесть лет был его руководителем.

В это время его сын Владимир Соколов вначале учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, а с 1971 года и в этом высшем учебном заведении — по классу фортепьяно. С 1973 по 1976 годы преподавал в Ломоносовской музыкальной школе Ленинграда. В 1977 году был приглашен на должность директора Дома культуры города Петергофа. Так как детство и юность Владимира Соколова прошли в Северной столице, он часто называл себя питерским. Однако на вопрос, не хотел ли бы он вернуться обратно, отвечал, что Иркутск за эти годы стал ему родным, тем более что здесь и «воздух чище и люди лучше». Но Северная столица, ее культура и жители, безусловно, оказали на маэстро огромное влияние. Кстати, Владимир Соколов учился на одном курсе с художественным руководителем и директором Мариинского театра Валерием Гергиевым, с которым все эти годы поддерживал дружеские отношения.

Словом, Петербург и Иркутск стали для Владимира Соколова одинаково близкими городами. И этот факт был созвучен с его творческой биографией, где удивительным образом слились классическая музыка и рок, и с его характером, в котором врожденная интеллигентность шла об руку с бескомпромиссным прямодушием.

«Малыш», «Антигона», «Иисус Христос — суперзвезда» и другие

В Иркутске Владимир Соколов сначала был солистом областной филармонии и преподавал в училище искусств. В театре он начинает работать как композитор в чужих спектаклях. Первой была постановка режиссера Бориса Преображенского, который создал в католическом костеле «Моцарта и Сальери». Вскоре в иркутский ТЮЗ пришел режиссер Вячеслав Кокорин. Он-то и предложил Владимиру Соколову организовать рок-группу. Композитор сначала возмутился, сказав, что по музыкальным интересам он классик. В итоге вместе они поставили «Малыша» по Стругацким. В то же время Владимир Соколов подружился с певицей Еленой Сысоевой, коллективом «Баргузины» из Ангарска, Евгением Якушенко, сын которого — Артем Якушенко — скрипач из дуэта «Белый Острог» позже работал с ним. В 1983 году маэстро создает музыкальную рок-группу «Пилигримы».

Позже он основал экспериментальный театр-студию «Театр пилигримов», которая существовала в подвале ТЮЗа, где репетиции шли днем и ночью. Усилиями Владимира Соколова в 1991 театр получает статус государственного учреждения культуры. В то же время состоялась поездка коллектива в Лондон, где театр показывал спектакль «Песни под водой». Тогда музыку пилигримов записал канал ВВС. Затем была постановка «Антигоны», в которой трагедия Софокла превратилась в фееричное рок-действо. Критики тогда писали, что музыка в спектакле была абсолютно самодостаточной и стала буквально нервом самого спектакля.

В 1996 году Владимир Соколов вместе с Театром пилигримов участвует в постановке легендарных спектаклей «Иисус Христос — суперзвезда», «Юнона и Авось», которые до сих пор идут на сцене Иркутского музыкального театра. В 1999 году Театр пилигримов переезжает в восстановленный памятник архитектуры ХIХ века — уютный камерный зал на 40 мест в переулке Волконского, где он находится по сей день.

В сентябре 2000 года в кафедральном католическом состоялась премьера мистерии о светлой жизни Божьей Матери — «Аве Мария». Стихотворный текст постановки написал поэт Анатолий Кобенков, музыку — Владимир Соколов, режиссером спектакля выступил Вячеслав Кокорин. Спектакль был пронизан религиозной идеей, ведь его приурочили к открытию католического храма. Кстати, Владимир Соколов снова обратится к этой теме гораздо позже. В 2002 маэстро пишет музыку к спектаклям «Эдит Пиаф» и «Мания» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». В этом же году Театр пилигримов становится первым коллективом, который представляет спектакль «Аве Мария» в зале Совета Федерации России, а в 2003 году по приглашению директора фестиваля «Тотальный театр» (Шотландия) Ричарда Демарко коллектив показывает там рок-мистерию «Ave!», которая входит в тройку лидеров фестиваля.

Интересно, что Владимир Соколов является автором многих музыкальных композиций семикратной чемпионки мира по художественной гимнастике Оксаны Костиной, с которой его связывали дружеские отношения. С 1994 он принимает участие в Международном турнире по художественной гимнастике, посвященном ее памяти, где под музыку маэстро выступают звезды мировой художественной гимнастики: Ирина Чащина, Ляйсан Утяшева, Марина Шпехт, Ольга Капранова. В 2006 году, когда турнир получил статус этапа Кубка мира по художественной гимнастике, Владимир Соколов и артисты Театра пилигримов выступили на гала-концерте Чемпионата Европы в Москве по личному приглашению главного тренера сборной России по художественной гимнастике Ирины Винер. В 2008 году музыка маэстро помогла иркутской спортсменке Дарье Дмитриевой стать обладательницей Кубка мира по художественной гимнастике в Японии.

Театр музыкальных образов

Еще в самом начале Владимир Соколов вместе со своими артистами придумал для своего коллектива очень верное определение — «театр музыкальных образов», ведь главной в нем всегда была не драматургия, а музыка. А по сути, главным был он — композитор, основатель и художественный руководитель Владимир Соколов. Сколько раз менялась труппа театра, артисты и музыканты приходили, набирались мастерства и уходили в свободное плаванье, а он оставался на своем месте, чтобы помочь другим молодым талантам утвердиться в профессии.

Неслучайно за эти годы Театр пилигримов приобрел негласный статус школы мастерства для музыкантов, а методика обучения Владимира Соколова была признана многими специалистами одной из лучших в Иркутске. Из Театра пилигримов вышли многие известные музыканты и актеры, такие как дуэт «Белый острог», рок-группа Extrovert, певица Елена Сысоева, звонарь Артур Псарев и другие. Многие из них продолжили обучение в консерватории и устроились на работу в ведущие театры страны. Кстати, вокалистов, прошедших школу Театра пилигримов, легко можно узнать по голосу, ведь они могут легко обойтись в больших залах без микрофонов.

Однако Владимир Соколов учил молодежь не только петь и выходить на сцену, но и занимался нравственным воспитанием артистов и зрителей. С 2004 года Театр пилигримов начал тесно сотрудничать с Белгородско-Старооскольской Епархией и управлением по делам молодежи этого региона. Коллектив представил там спектакли «Молитва любви», «Мастер», «Путь, Истина, Жизнь» и «Небо на земле». И это была не дань некой моде на духовность. Эта была внутренняя потребность маэстро, который по сути своей был очень добрым человеком. Он кормил бездомных животных, одинаково относился к сильным мира сего и к тем, к кому судьба была менее благосклонна. Конечно, Владимир Соколов не был идеальным, ведь таких людей просто не бывает, но он был настоящим, ярким, искренним, сердечным. Наверное, поэтому городу Иркутску и его жителям будет его особенно не хватать.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх