На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 838 подписчиков

Свежие комментарии

Спецслужбы в тревожном ожидании

Этим летом к России будет приковано внимание не только футбольных болельщиков. Спортивные праздники мирового масштаба нередко пытаются испортить террористы и радикалы всех мастей. Что делается для того, чтобы противостоять террористической угрозе и обеспечить безопасность на стадионах? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российских спецслужб полковника в отставке Анатолия Петровича НОВИКОВА.

Не надо паники

В самом начале разговора ведущий рубрики «Мир шпионажа» выложил новостной козырь. На днях западная пресса сообщила, что защитник сборной Англии Дэнни Роуз попросил свою семью остаться дома и не ехать на ЧМ-2018 по футболу в Россию из-за якобы большого числа опасностей.

– И кого он этим накажет? – пожал плечами Анатолий Петрович. – Только своих родных и близких. Читал, что отец футболиста очень расстроился, что не сможет лично поддержать сына на стадионе.

– Как говорил наш великий полководец Александр Васильевич Суворов, «англичанка по-прежнему гадит», – вспомнил историческую фразу обозреватель «АН». – Никак не могут смириться, что чемпионат мира по футболу отдали России, а не стране Туманного[end_short_text] Альбиона.

– Пытались даже дипломатический бойкот мундиаля устроить, использовав отравление Скрипалей, – добавил Новиков. – И даже накануне открытия чемпионата, как видим, сеют разные слухи.

– Не надо паники на «Титанике», – вспомнил популярную песенку журналист.

Но тут полковник не согласился:

– Сравнение неуместно. Россия, как и тот знаменитый корабль, огромна. Но встреча с айсбергом ей не грозит. Тонуть мы не собираемся.

– Но терроризм представляет куда большую опасность, чем даже огромная ледяная глыба, – продолжал настаивать на своём обозреватель «АН».

– И всё же не надо паники, – сказал ветеран российских спецслужб. – Хочу успокоить Дэнни Роуза: угроза большого числа опасностей на футбольном празднике в России сильно преувеличена. И мы сделаем всё, чтобы свести их на нет.

 

Ради безопасности денег не жалели

По словам полковника Новикова, ещё в мае спецслужбы России переведены на особый режим работы. Отменены все отпуска. Выходные для оперативных сотрудников стали большой редкостью.

– Для оперов футбольный праздник – как для лошади престижные скачки: грива украшена цветами, а круп в мыле, – горько пошутил Анатолий Петрович. – Работы – непочатый край. Никогда ещё в нашу страну не въезжало столько людей со всего света без виз. Попробуй уследи за каждым иностранцем с паспортом болельщика. А ведь среди них могут оказаться террористы и провокаторы.

– Как не допустить терактов на наших стадионах во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 года? 

Новиков на минуту заду­мался:

– Большинство мер, естественно, не для чужих глаз и ушей. Они под грифом «Секретно». Но кое о чём всё же можно рассказать.

Задолго до мундиаля возобновлена деятельность международной рабочей группы по обеспечению безопасности крупных спортивных мероприятий. Такое решение было принято на прошедшем в Ярославле совещании руководителей спецслужб 64 государств. Именно такая группа работала во время Олимпиады в Сочи.

Вот что сказал по этому поводу директор ФСБ РФ Александр Бортников: «При подготовке и проведении Олимпиады 2014 года нам удалось вместе с нашими партнёрами из многих государств мира, прежде всего Франции, Германии, Австрии, США и Грузии, предотвратить ряд террористических атак на олимпийские объекты, которые готовились».

– Сколько сотрудников спецслужб будет задействовано в охране стадионов чемпионата мира по футболу 2018 года, – спросил обозреватель АН.

– Этого пока никто не знает, кроме самого высокого начальства на Лубянке, – укоризненно посмотрел на журналиста ветеран российских спецслужб.

Оказывается, лишь недавно истёк срок и были рассекречены такие цифры по московской Олимпиаде 1980 года. В общей сложности только сотрудников милиции и курсантов школ МВД в Москве тогда работало около 50 тысяч человек, а единовременно на улицах и объектах находилось по 12–15 тысяч, из них чуть больше половины – в форме. Число сотрудников КГБ СССР, трудившихся на Олимпиаде-80, по некоторым данным, составляло около 15 тысяч человек.

В последнее время в России не раз проходили крупные международные мероприятия. И всегда на них были задействованы большие силы. Причём не только спецслужб. Так, во время саммита в Петербурге боевое дежурство в воздухе нёс 21 истребитель российских ВВС. Всего обеспечивали безопасность во время встречи в верхах около 100 тысяч человек, в том числе более 5 тысяч военнослужащих Минобороны.

На безопасность Олимпийских игр в Сочи было потрачено около 2 млрд долларов – в 2 раза больше, чем в Ванкувере. Тогда кадровый состав только сочинской полиции увеличили до 25 тыс. человек.

– Думаю, сейчас расходы на безопасность куда больше, – сказал Анатолий Петрович. – Ведь футбольный чемпионат проходит не в одном городе…

Полковник Новиков рассказал, что теперь спецтехника позволяет российским профи проверять документы и вещи всех без исключения, кто заходит на территорию спортивных мероприятий без всякого дискомфорта для посетителей. Ещё одно важное российское ноу-хау – профилактика пространства силами кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку со своими служебными собаками.

Новиков подробно рассказал, как взрывотехники спецслужб ищут взрывчатку. Кроме специально обученных собак в этом деле большая надежда у профессионалов на «электронный нос». Он называется системой Stan-
dex. Этот прибор позволит распознавать даже малые количества взрывчатки на поясах смертников. Финансировали этот антитеррористический проект Россия, США, Франция, Германия и Нидерланды. С российской стороны в разработку этого прибора были вовлечены специалисты питерского Радиевого института имени Хлопина (дочернее предприятие госкорпорации «Росатом»).

Перед чемпионатом мира по футболу на безопасность денег не жалели. Например, авиация ФСБ России получила беспилотный авиационный комплекс «Горизонт Эйр S-100». Собирают машину в Ростове-на-Дону. Стоимость одного комплекта, состоящего из двух вертолётных беспилотников и системы управления, составляет от 100 до 200 млн рублей. «Горизонт» способен находиться в воздухе 5 часов и работать при температурах воздуха от минус 40 до плюс 50 градусов. Машина может нести полезную нагрузку массой до 50 кг, предусмотрен ночной режим разведки.

– И всё же на технику надейся, но сам – не плошай! – закончил свой рассказ о технических новинках Анатолий Петрович.

 

Опираясь на опыт Москвы-1980 и Сочи-2014

Полковник Новиков достал из потёртой папки пожелтевший от времени документ:

– Перед чемпионатом наши спецслужбы внимательно изучали опыт прош­лых крупных спортивных соревнований. Вот выписки из служебной записки в ЦК КПСС за подписью председателя КГБ Юрия Андропова. Называлась она «О замыслах западных спецслужб и зарубежных антисоветских организаций в связи с Олимпиадой-80».

Чего же опасался перед московской Олимпиадой председатель КГБ? В первую очередь того, что в различные национальные олимпийские делегации под видом переводчиков, ремонтников, конюхов, врачей и прочего обслуживающего персонала будут внедрены члены Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) – эмигрантской антисоветской организации. По данным советской разведки, этот вопрос специально обсуждался на заседании совета НТС в ноябре 1977 года.

В те времена советские спецслужбы, как и сейчас, были озабочены экстремистской деятельностью ряда лидеров крымских татар. В записке Андропова сказано:

«Имеются оперативные данные о том, что эмигрантская организация «Комитет за возвращение высланных крымских татар на их родину» уже начала подготовку группы спортсменов с целью включения их в состав ряда национальных команд для участия в Олимпиаде. По замыслу главарей указанного комитета на открытии Олимпиады эти спортсмены должны устроить на стадионе публичные выступления в «защиту крымских татар» путём развёртывания лозунгов, выкриков с призывами провокационного характера».

На московской Олимпиаде благодаря оперативной информации разведки провокаций удалось избежать. Также успешно с точки зрения спецслужб прошла и зимняя Олимпиада в России.

– По словам Родченкова, именно сотрудники ФСБ подменяли допинг-пробы российских олимпийцев, – решил подлить масла в огонь журналист. – Не повторят ли они этот опыт и на мундиале? А то наши футболисты порой передвигаются по полю как сонные мухи.

В ответ полковник вскипел:

– Не повторяйте чушь полусумасшедшего предателя! Задача спецслужб – безо-
пасность. К допингу ФСБ не имеет никакого отношения. Верю, наши футболисты и без спецсредств победят сборные Саудовской Аравии и Египта, а с Уругваем сыграют вничью.

Мнение эксперта

Руководитель управления IT-компании Алексей Макарчев делает ставку на современные видеокамеры:

– 5, 5 секунды на одного болельщика – такие нормативы установила ФИФА для охранников стадионов. За это время надо проверить билеты, осмотреть вещи и узнать, не занесён ли человек в чёрные списки. Умные камеры вычисляют в толпе тех, кому запрещено посещать матчи. Они появились 4 года назад. Поначалу ловили по 40–50 нарушителей за игру, а теперь система больше для острастки: болельщики из чёрного списка уже даже не пытаются попасть на стадион. Умные камеры установили на стадионах к ЧМ-2018. Это пилотные площадки, где протестируют систему безопасности, перед тем как подключать к ней камеры наблюдения в городах.

Обеспечить такой системой средний стадион стоит 10–30 млн руб. – от разработки проектной документации, согласования всех требований до разработки уникальных изделий.

Много внимания наши специалисты безопасности уделяют техническим средствам, которые используются охраной. Это рентгенотелевизионные стационарные интроскопы для крупногабаритных вещей, переносные интроскопы (для идентификации неопознанных объектов), стационарные металлоискатели. Им помогают портативные (ручные) металлоискатели, спецаппаратура для обнаружения взрывчатых веществ, дополненная детекторами паров, а также стационарные установки обнаружения взрывчатки методом нейтронной активации.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх