На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Цапенко
    Угадайте с первого раза, какой частью женского тела накроется НАТО в случае выхода неё США???Болтон: если Трам...
  • виктор комягин
    мочить казахов находящихся на усраине...что они там делают? интересно бы узнать....Посольство призва...
  • Леонид Ла Рошель
    Видать совсем плохи дела вна усраине, если решили отправить на убой "золотой фонд бандерофашизма", "цвет наци.. ков",...Глава военкомата ...

Момент истины Андрея Караулова

Имя этого журналиста известно вот уже больше двух десятков лет миллионам читателей и телезрителей не только России, но и большинства республик, некогда входивших в состав СССР. Он – автор скандалов и разоблачений, его ненавидят антигерои его телесюжетов. Он – чёрная метка для тех, кто ворует и прикидывается ангелами. Сегодня он – гость главного редактора «Аргументов недели» Андрея Угланова.

- Андрей, сколько лет ты в эфире?

– Через год – четверть века. Но Саша Масляков держится ещё дольше. Он самый древний. Я, по-моему, второй. Познер, насколько я помню, в России начал позже. А в прежние годы работал в Америке.

– И передача так и называлась «Момент истины»?

– Да. Всегда. Даже когда меня выгнали с канала «Россия». Когда пришёл Коля Сванидзе, он сразу выгнал всех: Свету Сорокину, Тёму Боровика, Сашу Нехорошева, своего учителя. Я ушёл последним с передачей «Момент истины» на ТНТ. Когда-то на нём каждый день было ток-шоу «Момент истины» – но тоже «Момент истины», а параллельно на НТВ была моя передача «Русский век».

– Скажи, Андрей, расследовательская журналистика – это основной жанр журналистики?

– Нет. Это опасный и в то же время подлый жанр. Правда подлый.

– Почему?

– Потому что очень часто нашими руками сильные мира сего пытаются сводить счёты между собой.

Я не знаю, какие деньги забирал из «Роснефти» Улюкаев. Но если правда, как говорят, он забирал свои деньги, снятые со счёта (министры не всегда могут открыто прийти в банк и снять со счёта «на предъявителя» миллион или 2 миллиона долларов). Так вот, если он забрал свои кровные, то представляешь, как сразу меняется картина? А какой был «слив», помнишь, – взятка! Кричали до бесконечности. Но это – версия.

– Да, жанр сложный. Но кто ещё, кроме тебя, сегодня…

– Много. Олег Лурье, ребята, которые пишут в газете «Аргументы недели». Их очень много. Просто расследования стали другие. Это расследования объёмом в заметку. Таких глобальных, как Уотергейт или отставка министра Госбезопасности Баранникова, больше нет. В 1992-м или 1993‑м, не помню, после моей статьи в «Независимой газете» ушёл в отставку министр юстиции Николай Фёдоров.

Я могу этим гордиться. Наберётся ещё десятка два коррупционеров, которые сильно поплатились. Причём были уголовные дела и реальные сроки после наших сюжетов. «Момент истины» – я и мои друзья выпустили из тюрьмы 13 человек.

– Что значит «выпустили»?

– После наших сюжетов в выяснившихся обстоятельствах прошли новые судебные разбирательства, включая пленум Верховного суда. От адвоката Артура Преля до генерала Валерия Шемякина – 13 человек вышли на свободу. Я имею свой «список Шиндлера».

– Руку можно пожать!

– Это к вопросу: можно ли добиться у нас в стране справедливости? Вода камень точит. Можно. Если мы будем отмечать юбилей программы через год, то я выведу их всех на сцену. Это люди, которые реально оказались оболганы и вышли на свободу, потому что абсолютно невиновны.

– Масштабы коррупции в 1990-е годы и сегодня, они различаются?

– Её масштабы сильно преувеличены.

– Вот как?

– Знаешь, я дважды разговаривал с банкиром Юрием Ковальчуком, дважды у него был. Я вошёл к человеку, о котором чего только не слышал, а у него стол завален переводными статьями о России из немецких, французских и прочих газет. Он их читал и карандашом отмечал интересные, на его взгляд, вещи. Показал мне, я обомлел. Так глубоко западную прессу, даже при моём друге министре печати Полторанине, никто и никогда не изучал. Хотя олигарх, хотя миллиардер, хотя банки и всё на свете.

– И всё же. Мы пережили смену эпох. Было комсомольское племя, которое переродилось в семью банкиров, которая ставила президентов. Потом началась «питерская эпоха». Думаю, на сегодня она уже закончилась. Сегодня какая эпоха?

– Правда ли это, что на том месте, где в 1990-е годы взорвали ночного губернатора Петербурга Кумарина и повредили ему руку, сегодня стоит памятник Николаю Гоголю? Как две капли воды он похож на Кумарина, а справа у памятника табличка – кто дал деньги на памятник. Там все, кого перестреляли. Если правда, на самом деле это памятник Кумарину под псевдонимом Гоголь…

– Это в Питере?

– В Питере. На одной из пешеходных улиц, которую делал мой друг Володя Яковлев, будучи губернатором. Такого больше нет и никогда и нигде не будет. Вот то время. Сегодняшняя коррупция уникальна, она глубока, но не она определяет жизнь. Мы живём вопреки, а не благодаря. За кадром очень часто стоит самое главное: масштаб личности, изменение человека во времени под влиянием всех мыслимых и немыслимых обстоятельств. За кадром остаются даже покушения на человека. Мы не знаем ничего о шести покушениях на Путина. Ни-че-го. Об одном из покушений в «Моменте истины» рассказывали президент Азербайджана Гейдар Алиев и руководитель КГБ Азербайджана Намик Абасов.

– Это в Баку?

– В Баку. 2002 год. Показывают бомбу, которой киллер должен был бы убить Путина. Киллер жив. У него пожизненное, он в лагере. Он готов дать интервью. Но ни один российский журналист, включая газету «Аргументы недели», не записался до сих пор на интервью с убийцей. Он должен был подойти вплотную и взорвать себя вместе с Путиным.

– А это в Азербайджане?

– Да, отбывает срок в 42 километрах от Баку. И никто не спросил у парня: «Расскажи, кто тебе приказал убить президента Российской Федерации». Это как, объясни. Ни одной заявки на интервью.

– А ну как скажет что-нибудь нехорошее?

– Это его право.

– Скажет, что это заказал человек, который сегодня «очень уважаем».

– 2002 год, не думаю. Что мы гадаем?

– Я готов.

– Я понимаю, что готов. У нас самое интересное почему-то всё время остаётся за кадром. Когда развернулись Чубайс и Гайдар, они пустили под нож 262 крупнейших российских завода. Оборонные предприятия прежде всего. 187 заводов Путин вернул. Он сам не знает этой цифры. Ещё раз: 262 – под нож, 187 вернули. Когда-то был фильм с Николаем Губенко «Директор» о строительстве одного завода, а тут с нуля подняли 187 предприятий. Какие фильмы можно сделать! Какие директора! Это же не один Путин делал. Это коллективы, сотни тысяч людей.

После «Курска» Путин мало уже кому доверял. Особенно военным. В свой выходной день он прилетал (9 часов лёта) в Комсомольск-на-Амуре на завод, где на стапелях стояли (готовность 90%) две атомные подводные лодки, аналоги «Курска». Самое страшное: на них уже были запущены атомные реакторы, но все работы в последний год правления Ельцина были остановлены, хотя эти лодки, заказ Индии, были уже полностью проплачены. Теперь представь – на заводе перебои с электроэнергией, а атомные реакторы работают. Что будет с ними?

– Маленький Чернобыль?

– Чернобыль маленьким не бывает. Риски были колоссальными. Только в Москве никто о них не знал, кроме Путина.

Вот и проверял сам, как выполняются его решения. Рядом был губернатор Ишаев. 2000–2002 годы. Ночью улетал обратно в Москву. Спал в самолёте.

– Этого никто не знает.

– Почему же? Я сделал десять серий «Неизвестная Россия». У меня об этих визитах Путина, тайных, в кадре рассказывают Ишаев, Борис Резник и директора заводов. Так было.

– А сегодня?

– Интереснее Маша Максакова и какая-то хрень про Украину.

– Да, с Украиной, конечно, передоз полный.

– При этом мы плохо знаем Россию. Я задам тебе вопрос: у кого сегодня первое место в России по темпам экономического развития?

– У Белгородской или Калужской области.

– Понятно. Дагестан! Ты можешь верить, можешь не верить.

– На чём там рост?

– Рыба, зерно, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, виноград, фантастические плантации, слива, помидоры, овощи разные, баклажан и самое главное – шкуры. Китайцы бараньи шкуры покупают. Мы этого не знаем, Андрюша. Почему?

– Раньше была идеология, была пропаганда. Сегодня их нет. А пропаганда может быть разная.

– Другой пример. На сайте «Эха Москвы» вывешен ролик Невзорова, на 100% подпадающий под статью «Оскорбление чувств верующих». Показан портрет святейшего, и начинается словесная ересь о том, что он не согласен с теорией Дарвина, но такой человек точно произошёл от обезьяны. А если бы это были Коран и Пророк? Что бы сделали верующие с «Эхом Москвы», с Венедиктовым и Невзоровым? Отправили бы их в пешее эротическое путешествие. А что сделали мы? Если это прощать, то что же тогда не прощать?! Я не о Невзорове, не о кокаине, ни о чём. Я о факте. Официально на «Эхе Москвы» эта фигня висит, и никто не удивляется, не возмущается.

– Может быть, он просто сумасшедший, Невзоров?

– Не обсуждается диагноз. Киевский майдан делали безбожники. У меня об этом в фильме «Святейший» правильно говорит Сергей Степашин. Одни безбожники.

– Так. Это мы с тобой про то, что была «питерская эпоха». Теперь наступила другая. Где сегодня больше воруют – из госбюджета или в регионах?

– Охреневшие есть везде, им без разницы. Они бюджетные деньги воспринимают как свои. Знаешь, чуточку сложнее. У русских есть такое понятие – «первый парень на деревне». Чисто русское. Если я первый парень, то умри всё живое. Если Иван Иванович украл миллион, сука, я должен украсть два! Я же не хуже Ивана Ивановича. А он должен уже украсть четыре, потому что он не хуже меня.

Они сегодня соревнуются. Что останется от страны, одному Богу известно. Путин послал кучу месседжей: Хорошавин, Улюкаев. Не помогает. Вообще моё ощущение, что борьба с коррупцией закончилась на самом деле со Скуратовым. Он реально боролся. Чем закончилось – фразой, по-моему, одного из сподвижников Ельцина: «Два или три грамма свинца в лоб, и всё будет закончено». Об этом в моём фильме «Неизвестная Россия» (сериал из 10 частей) рассказал сам Скуратов.

– От этого и народ бежит из страны. В первую очередь молодёжь.

– Мой друг недавно огорошил: представляешь, треть выпускников Физтеха уезжают в Америку, сразу. Прикинь, треть! Набираю Владимира Фортова, физика, академика, великого физика. Спрашиваю: «Треть или больше?» – «Чуть-чуть больше». И я ловлю себя на мысли, что если это так, что есть и такой позор, то самое для меня лично ужасное, что я об этом не знаю. Я занимаюсь профессионально какими-то вещами, но где-то не успеваю: коррупция ли это, Физтех ли это, авиация ли это. Вот если бы мы успевали везде и каждый бы из нас успевал везде – коррупции было бы меньше, здравого смысла больше. Мы же всё ждём каких-то чудес от Путина. Ты президент, давай делай! Но у него тоже 24 часа.

– Мы ждём от Путина, чтобы он назначил умных и совестливых помощников, которые бы пахали 24 часа.

– Мы ждём от Путина тех решений, которые назрели благодаря духу времени. Сегодня у Путина есть друг. Настоящий друг. Человек, который ему очень интересен и который никогда его не обманул. Это академик Юрий Соломонов, главный ракетчик страны. И все ракеты Соломонова летят. Они все настоящие. Именно Соломонов и его изделия отодвинули третью мировую войну навсегда.

Академик Юрий Соломонов

Мы опередили американцев навсегда. Средний возраст рабочего на Воткинском заводе у академика Соломонова получается 28,5 лет, в Америке – 50. А мы этого не знаем, не понимаем, не снимаем, не показываем. А Юрий Соломонов – это Королёв, Челомей, Янгель и Макеев в одном лице. Мы не умеем гордиться, не знаем России, не понимаем масштаб Путина, масштаб тех, кто рядом с ним: Соломонов, Гуляев, огромное количество людей, оборонщиков прежде всего.

Плохо знаем олигархов. Того же Юрия Ковальчука. То есть мы сегодня не достойны сами себя. Нас как приучили в 90-е стоять на коленях, многие и подняться с них не могут. Теперь посмотри наши новости. Ты про ракету «Рубеж» что-нибудь слышал?

– Нет.

– А про «Баргузин»?

– Что-то слышал.

– Соломонов мне позвонил, сказал: «Старик, ракета полетела». Потом Рогозину, Рогозин доложил Путину. Я успел разместить на сайте: «Баргузин» есть!

Через полчаса шесть американских сайтов это опубликовали, перепостили, а у нас – только через два дня. Тогда, простите, проблема не в Путине, не в правительстве, не в Медведеве, а в каждом из нас.

– Андрей, что сегодня с «оборотнями в погонах»? Много их осталось?

– Много. Термин ввёл Саша Хинштейн.

– А сегодня полковник по фамилии Захарченко держит под одеялом у сестры 8 миллиардов рублей. Прежним «оборотням в погонах» и не снилось. Их стало больше?

– В России надо жить долго и ничему не удивляться. Приготовиться к тому, что это наша ментальность. Других нас у Путина нет. Других нас уже не будет. Мы какие есть, а мы очень часто завистливы, недоверчивы.

– Но я так не считаю и буду продолжать требовать от Путина: «Освободите великого конструктора Виталия Александровича Лопоту, это же гениальный человек. В РКК «Энергия» он проработал программу развития космоса на 50 лет». А сегодня на встрече руководителей оборонки с Путиным сидит Комаров, представляет Роскосмос. Чего он наплетёт президенту, не имея технического образования? Ужас, и при чём тут ментальность?

– Чудный человек Лопота. Надо разбираться, что случилось. Но разбираться никто не хочет. А у Владимира Владимировича Путина в сутках всего 24 часа! А сколько врал Касьянов Путину, сколько врал Сердюков, а ещё многие другие. Все проблемы нашей страны начинаются с каждого из нас. Снизу.

– Нам с тобой везёт: у тебя есть программа, у меня – газета. Мы можем об этом говорить открыто.

– Мы уже карьеру с тобой не сделали. Мы можем спокойно говорить, как есть.

– И как Герцен разбудил Чернышевского, разбудить Путина. Кто его ещё разбудит?

– И радоваться тому, что у тебя в стране прямого эфира больше, чем во всех европейских странах.

– Так много, что просачивается разное дерьмо. С той же Украины – оплёвывают страну на Первом канале и «России», да и на всех остальных каналах. За наши деньги. Жуть!

Вот такой вопрос. В издательстве «Художественная литература» выходит твой двухтомник «Русский ад». В нём – эпоха приватизации, эпоха…

– 90-х годов.

– Один из центральных персонажей – Чубайс. Почему его так и не посадили? Или хотя бы не прогнали от госбюджетного корыта? За ним и разгром РАО «ЕС», обман населения со стоимостью электроэнергии.

– Да.

– Что это за загадка? Почему? Путин фактически назвал его американским шпионом, который работает на ЦРУ. А Чубайс сидит до сих пор и посмеивается. В уголовном мире таких называют смотрящими.

– Да. Он реально смотрящий за Россией. За него в своё время поручился Мстислав Ростропович. Он дал гарантии американцам, что Чубайс хороший человек. Американцы Ростроповичу поверили. Но Чубайс уже наказан. Ты его лицо видел?

– Нет.

– Посмотри внимательно, и всё поймёшь.

– Мы это можем печатать?

– Конечно. Он в ловушке. Как физическое лицо состоит в разных компаниях, связанных с «Роснано». Мы это шесть раз показывали.

Кто-то удивился? Как я предполагаю, он как физическое лицо везде. Но нет уголовных дел. Есть у Меламеда, есть у Поликарпова, бывшего управляющего директора «Роснано», сбежавшего в Китай с полумиллиардом. Есть у многих других. Все его ближайшие ушли. Яша Уринсон ушёл за границу. Кох ушёл за границу. С контрабандой, но всё равно ушёл. Полотно художника Бродского, подлинник, выдавал за копию. Оно денег стоит, более миллиона долларов. Почему? Не знаю ответ.

– Выражаясь интеллигентно, у Чубайса хорошая крыша.

– О-о, до сих пор.

– На каком телеканале тебя можно увидеть? Фанатов у тебя, как и у клуба «Спартак», очень много.

– Вопрос о телеканале: я с удовольствием буду там, где меня хотят. А не там, где я постоянно что-то пробиваю, доказываю и кручусь.

Я хочу быть там, где я интересен и где то, что я делаю, готовы слышать.

– Что ж, буду, как всегда, постоянным зрителем.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх