На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Цапенко
    Угадайте с первого раза, какой частью женского тела накроется НАТО в случае выхода неё США???Болтон: если Трам...
  • виктор комягин
    мочить казахов находящихся на усраине...что они там делают? интересно бы узнать....Посольство призва...
  • Леонид Ла Рошель
    Видать совсем плохи дела вна усраине, если решили отправить на убой "золотой фонд бандерофашизма", "цвет наци.. ков",...Глава военкомата ...

Траулерный караул

19 октября прошёл Госсовет, посвящённый будущему рыбной отрасли. На нём было рассказано немало интересного. Государству наконец открыли глаза на состояние рыболовецкого флота. Раньше любые данные о нём были поразительно скудные, было неизвестно даже точное число судов.

По крайней мере теперь известно, что в РФ 2,5 тыс. рыболовецких судов. Это много или как? В целом прилично. Например, у Дании 2,68 тыс. таких посудин, у Голландии – 740, в Исландии – 1,65 тысячи. Конечно, лучше не сравнивать нас с общим рыболовецким флотом ЕС, который разросся до 71,3 тыс. кораблей, или с необъятной южнокорейской флотилией, в которой 74,7 тыс. единиц.

В конце концов, в море важно не число, а умение ловить. Как-никак, наш флот в первой десятке по добыче в мире. За вылов в РФ отвечают 1,98 тыс. кораблей, 21 судно занимается переработкой в море, уловы возят 250 громадных корабля-рефрижератора. Кроме того, у нас осталось 22 научных судна, которые занимаются разведкой ресурсов. Есть и три учебных корабля, на которых готовят будущих рыбаков.

Теперь о главном. Последние минимум 15 лет почти все разговоры о российском рыболовецком флоте сводятся к теме, что он устарел. Действительно, суда не новые, 80% флота перевалило 30-летний рубеж. Ситуация понятна, пик ввода новых судов пришёлся на последние годы советской власти. При этом за 20 лет, с 1970 по 1990 г., без того огромный советский рыбный флот вырос вдвое. Это были гигантские заказы, на которые облизывались все мировые верфи.

В частности, тогда заказали громадную партию судов в Польше, построившей нам в том числе три прославленные гигантские плавбазы, включая «Дружбу» и «Конституцию СССР». Заслуженные рыболовецкие траулеры «Лесков», «Родина» и «Зверобой» тоже польского происхождения. Среди них были суда длиной более сотни метров, плавбазы перерабатывали по 150 т рыбы в сутки. Это долго оставалось мировым рекордом.

Восточная Германия традиционно поставляла Союзу суда-рефрижераторы. Кроме того, 15 отличных траулеров типа «Содружество» для нас построили испанцы. По сути, мы держали на плаву гражданское судостроение нескольких стран. С тех пор как крупные заказы из СССР иссякли, восточногерманские и польские верфи балансируют на грани разорения.

Что сейчас? Суда у нас в массе не новые, но это не катастрофа. Всё-таки рыболовецкий корабль не легковушка, которая изнашивается за 5–10 лет. По мировым меркам тут у РФ всё далеко не так плохо. Скажем, в Голландии средний возраст рыбной эскадры – 32 года, В Дании – 29 лет, в Исландии – 27 лет, в Британии – 25 лет. Там никому не приходит в голову постоянно менять корабли. Важнее поддерживать в форме те, что есть.

К тому же пополнение флота, пусть не такое значительное, как прежде, не остановилось даже в 1990-е. В последние годы российские компании стабильно заказывали суда в среднем на 30 млрд руб. в год. За последние 10 лет в строй вступили 50 новых рыболовецких кораблей. Правда, почти все посудины мелкие, среднетоннажных только две.

В реальности серьёзного обновления требует флот рефрижераторов, в котором только 24 относительно новых судна из имеющихся 250. Также остро нужны крупнотоннажные суда, которых у нас осталось до обидного мало. По предварительным расчётам, РФ требуется 20 крупных и 36 средних судна. К слову, заказы на большие рыболовецкие корабли – редкость. Например, Япония за последние 12 лет приобрела только пять таких судов, Южная Корея – 7, Франция – 3, США – вообще одно. Плюс России остро требуются современные корабли новых типов, которых у нас пока нет. В том числе специализированные креветколовы и траулеры, способные доставлять на берег живую рыбу.

Тут возникает проблема: кто будет проектировать и строить новый российский рыболовецкий флот? Самое обидное, в стране осталось 12 профильных предприятий, включая Амурский, Хабаровский, Волгоградский и Ярославский заводы. В строю центр судоремонта «Звёздочка» в Северодвинске и судостроительный завод в Благовещенске. Тем не менее гражданские мощности в целом простаивают. По данным Минпромторга, в последние годы более 90% дохода российское судостроение получило за счёт оборонных заказов. Потому что гражданских было крайне мало, буквально пара барж и буксиров. Плюс неизменный коронный продукт наших гражданских верфей, судна класса река-море.

При этом нельзя сказать, будто спроса нет. В 2014 г. крупный 120‑метровый траулер для северного флота был построен в Малайзии, несколько средних 52‑метровых судна, сделанных по заказу РФ, сошли с голландских стапелей. В чём дело? Тут, разумеется, больше всего вопросов не к рыболовам, но к Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). В момент создания она ошарашила планами, пообещав в ближайшие 10 лет построить 1,4 тыс. новых кораблей и захватить минимум 5% мирового гражданского рынка. Сроки вышли, результата не видно.

Понятно, что наш рыболовецкий флот так или иначе будет обновляться. Вдобавок грядёт огромный вал заказов на ремонт и обновление судов. Речь о сотнях миллиардов рублей. Судостроителям нужно только поймать волну и сделать всё, чтобы эти деньги не уплыли на азиатские или европейские верфи.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх