На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 850 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Гришин
    Пройдет некоторое время и страна столкнется с большим кризисом в области образования, медицины и т.д. Уже сейчас не х...Яйца на полке и «...
  • ЮРИЙ ЧИБРЯКОВ
    До подорожания они стоили 70, 80 рублей а после того как подешевели 119 и дороже, так где они подешевели и причем тут...Яйца на полке и «...
  • ЮРИЙ ЧИБРЯКОВ
    Люди добрые, подскажите пожалуйста в какой  это стране, где такая новость или это может в каком то нашем городе?Яйца на полке и «...

Народный любимец и футболист

25 июля лучшему футболисту СССР 1983 и 1989 годов спартаковцу Фёдору Черенкову исполнилось бы 60 лет. В этот день его нынешние одноклубники, ветераны, тренерский штаб и руководство посетили могилу этого замечательного игрока и человека.

CЛЕДУЕТ признать, что Фёдора Фёдоровича уважали и обожали поклонники практически всех клубов СССР. Коллеги-футболисты отдавали ему должное, несмотря на соперничество на поле, а болельщики вне зависимости от клубных пристрастий. И называли его в кулуарах, беседах и прочих спорах просто Федей. И в этом не было и намёка на фамильярность. Так говорят о близких людях, с которыми рос в одном дворе, жил в одном доме. То есть о настоящем человеке из народа. Черенков и был этим самым что ни на есть «народным футболистом».

Только один из примеров его скромности и честности. Он учился в нетипичном для спортсменов высокого уровня Горном институте. Причём на дневном отделении. И не только не пользовался никакими льготами, но многие преподаватели вообще не знали, что он действующий футболист московского «Спартака» и сборной СССР!

Известно это стало, когда Фёдор уже учился на последнем курсе и в составе национальной сборной участвовал в Олимпиаде-80. Когда он забивал мячи в каждой игре и новости в программе «Время» начинались не с политики, а того, что мяч забил Фёдор Черенков.

И в общении он был каким-то застенчивым, скромным, улыбчивым. Солнечным. Сколько людей воспользовались его помощью, скольким он помог. Вплоть до того, что в прямом смысле этого слова снимал с себя одежду и отдавал тому, кому это было нужнее…

Ну а играл так, что замирали сердца поклонников всего мира. Маленький, щуплый, он «накручивал» толпы габаритных опекунов, раздавал изумительные пасы и забивал уйму голов.

Поэтому, когда его провожали из большого футбола в 1994 году и он делал круг почёта в «Лужниках», звучала песня в исполнении Тамары Гвердцители «Виват, король!», стадион, аплодируя, скандировал: «Спасибо!» и «Останься!» И слова были пророческие «Прощай, король, прощай».

Было понятно, что личность такого королевского масштаба в отечественном футболе если и появится, то очень нескоро. И не только по футбольным меркам. И даже не столько по ним.

Прямая речь

Юрий ВАСИЛЬКОВ, бывший врач ФК «Спартак» 1980–2000 годов:

– ВСЕ мы, спартачи, до сих пор Федю любим. Для нас Фёдор Фёдорыч был… особенным человеком, стоящим выше нас. Никто ему по плечу не хлопал, такое было всегда уважение. К сожалению, было у него душевное заболевание. Начало проявляться на рубеже 1983–1984 годов. Он с тех пор постоянно находился под наблюдением в центре психического здоровья. Периодически ездил туда, мог ложиться на несколько дней. Не было у него никакой буйной фазы, просто уходил в себя, мог долго смотреть в одну точку. Такое отклонение душевное. Эти обострения длились по-разному. Ему в этот период очень хотелось домой. Когда это с ним происходило, не тренировался, мы его отпускали: «Федя, уезжай домой». Или довозили его до дома. Потом через некоторое время он выздоравливал и возвращался с такой смущённой улыбкой. Не думаю, что причина в нагрузках, спорт тут ни при чём, это было наследственное, мама ведь такая же была. Я её госпитализировал по просьбе Николая Петровича (Старостина, начальника команды и основателя «Спартака». – Прим. «АН»). Из-за болезни или нет, но тогдашний тренер национальной команды Лобановский его в сборную не брал, говорил: «Мне такой футболист не нужен!»

Ему нужны были футболисты другого склада – не люди, а такие машины, которые могли выдерживать огромные нагрузки. Он готовил какую-то математическую модель футбола, и Фёдор в неё не вписывался… Хотя футболист был от Бога. Проводили вроде как на тренерскую работу, но тренировать Фёдор был не способен. Слишком мягкий человек, не мог требовать. Душевно ранимый. Обидеть его можно было очень легко. Когда у Фёдора угнали «Волгу», мы даже обратились через газеты: «Верните «Волгу», идиоты!» Конечно, никто не вернул… Правильно кто-то сказал: «Божий человек». Он ведь поверил в Бога, читал книги, молился. Сейчас таких футболистов и людей нет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх