На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • виктор комягин
    Мария это же прекрасно...и побыстрей 👏👏👏Захарова: власти ...
  • Андрей Алферов
    Это логично, капитан очевидность, блин.Телеведущий Добро...
  • Михаил Еграшин
    В Прибалтику НАТОвских вояк, типа, по обмену завозят. Местные уезжают, неместные прибывают?Науседа: в Литве ...

Прекрасный миг – между прошлым и будущим

Последние годы частенько говорят о российской культуре исключительно в денежном выражении или в связи со скандалами. Между тем культурная жизнь страны никуда не делась и живёт своими проблемами, успехами и неудачами. Человек, который разбирается во всех её тонкостях, стал на днях гостем главного редактора «АН» Андрея Угланова. Это экс-министр культуры, известный театральный критик и театровед, а по совместительству художественный руководитель «Театра мюзикла», спецпредставитель Президента России по международному культурному сотрудничеству (и много чего ещё!) Михаил ШВЫДКОЙ.

Неактуальная реституция

– Михаил Ефимович, начнём с близкого «далека». Ваше имя было прочно связано с так называемой реституцией, или – возвратом художественных ценностей, вывезенных СССР из поверженной в прах фашистской Германии. Сегодня вы – спецпредставитель Президента России по международному культурному сотрудничеству. Насколько актуальна эта тема, что стало с библиотекой Шнеерсона, золотом Трои, которое русский немец Генрих Шлиман в XIX веке вывез с территории современной Турции? Сегодня вы – высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел и курируете как раз эти вопросы. Как идёт процесс реституции?

– К счастью, эта тема перестала быть актуальной. Хотя я сожалею, что замедлился поиск российских культурных ценностей, утраченных во время войны.

В целом моя позиция крайне проста. ЮНЕСКО много раз пыталось принять некие универсальные рекомендации, но безуспешно. С моей точки зрения, нам не надо даже участвовать в этом. Каждый случай имеет свою историю, каждая коллекция имеет свою судьбу, чаще всего трагическую. Скажем, вы соединили в вопросе золото Шлимана и коллекцию Шнеерсона. Это совершенно разные случаи, потому что библиотека Шнеерсона никогда не выезжала из Российской Федерации.

Во время Первой мировой войны она попала на склад Полякова, потом оказалась в Государственной Ленинской библиотеке. Как известно, американский судья Ламберт принял решение о том, что она должна быть возвращена американской хасидской общине. Но вообще-то к хасидской американской общине она не имеет никакого отношения. Президент В.В. Путин принял правильное решение, которое реализовало Министерство культуры России: коллекция оказалась в филиале Российской государственной библиотеки, в Центре толерантности. Эта библиотека сегодня принадлежит хасидской общине России, что справедливо. Надо сказать, что я был переговорщиком в комиссии Гор – Черномырдин как раз по проблемам коллекции Шнеерсона в первой половине 90-х годов. И речь тогда шла о доступности этой коллекции в России.

Сама книжная коллекция, с моей точки зрения, имеет прежде всего религиозную ценность. Это в подавляющем большинстве печатные книги, не инкунабулы, на которых есть пометы ребе Шнеерсона. Это то же самое, что для коммунистов книги Маркса с пометами Ленина.

– Хорошее сравнение…

– Что касается шлимановского золота, это совсем другая история. Надо сказать, Шлиман сам предлагал российскому императору это золото.

– Он поначалу вообще был подданным Российской империи.

– Но император золото Трои взять не захотел, потому что у Шлимана была репутация абсолютного авантюриста, царь не захотел иметь с ним дело. И слава богу, потому что мы имели бы от этого большую головную боль....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх